образовательная программа развития а ярак дс

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«А-Яракский детский сад «Радуга»

УТВЕРЖДАЮ:
заведующей МКДОУ «Радуга»
'/ ? -'У//;, х/ Рамазанова Г. А.
11 янйаря 2019года

СОГЛАСОВАНО:
шяальцик ОО МО «Хивский район»
Казиев К. 3.
февраля 2019 года

ж

ПРИНЯТА
общим собранием работников
МКДОУ «Радуга»
протокол № 2 от 21.12. 2018 года.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения
« А-Яракский детский сад «Радуга»
на 2019-2023 годы

2019
1

С о д ер ж а н и е

Паспорт Программы развития
Пояснительная записка
1. Аналитическая справка о деятельности МКДОУ «А-Яракский детский сад
«Радуга»
2. Практическая часть. Аналитическое обоснование программы. Основные
проблемы.
3.

Проблемно-ориентированный анализ.

4.

Ведущие концептуальные подходы.
4.1.
4.2.
4.3.

Концепция Программы
Цель, задачи
Миссия и ценности МКДОУ «А-Яракский детский сад «Радуга»»

Приоритетные направления развития МКДОУ «А-Яракский детский сад
«Радуга». Этапы реализации программы развития.

5.

•-

6.

Управление реализацией программы.

7.

Предполагаемые результаты реализации программы.

8.

Портрет выпускника детского сада.

9.

Образ педагога детского сада.

10.

Характеристика управляющей системы развивающегося ДОУ.

Заключение

П аспорт Программы развития

Основания для
разработки
программы

Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных
организаций.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26;
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по общеобразовательным программам дошкольного
образования» от 30.08.2013 № 1014
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России 14.11.2013г. №30384
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
на период до 2020 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295.
Правила
разработки,
утверждения
и
применения
профессиональных стандартов, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 22.01.2013 3 23
Комплексная программа повышения профессионального уровня
педагогических работников общеобразовательных организаций,
утвержденная Правительством РФ 28.05. 2014 г. N З241п-П8
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ
17.06.2003);
Приказ Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1116 «О целевых
показателях эффективности работы бюджетных образовательных
учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и
науки Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ
07.12.2010 № 19121).
Государственная программа «Развитие образования в Республике
Дагестан на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением
Правительства РД от 23.12.2014 г. № 664.
Стратегия социально-экономического развития Республики
Дагестан на период до 2025 года, утвержденная постановлением
Правительства Республики Дагестан от 15.07.2011 г. № 38
Устав муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения «А-Яракский детский сад «Радуга»___________________
3

(дзначение
программы

•

•

Проблема

Сроки
реализации
программы
Название
Участники
реализации
программы
Цель

Подцели
программы

Программа развития предназначена для определения перспективных
направлений развития образовательного учреждения на основе
анализа работы ДОУ за предыдущий период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные
направления обновления содержания образования и организации
воспитания, управление дошкольным учреждением на основе
инновационных процессов.

•

Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях
реализации новой государственной образовательной политики,
становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
• Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей,
отрицательно сказывается на получении ими качественного
образования
• Недостаточная готовность и включённость родителей в управление
качеством образования детей через общественно - государственные
формы управления.
• Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение
его качества и результативности педагогов к применению
современных образовательных технологий.
• Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных
услуг
Программа реализуется в период 2019-2023 гг.

Программа развития МКДОУ «А-Яракский детский сад «Радуга»
2019-2023 гг.
Коллектив работников МКДОУ «А-Яракский детский сад «Радуга»,
привлеченные партнеры: родительская общественность, социум

на

Построение инновационной модели образовательного пространства
дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей
доступность и новое качество образования, реализующего право
каждого ребенка на качественное дошкольное образование,
полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы
успешной социализации и самореализации.
• Совершенствовать развитие самоуправления в ДОУ и модель
образовательного учреждения в соответствии с запросами социума,
расширяя количество образовательных услуг, обеспечивающих его
конкурентоспособность.
• Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС
ДО и
основной
образовательной программой дошкольного
образования для обеспечения разностороннего развития с учетом
потребностей и индивидуальных возможностей детей. Обеспечить
сетевую форму реализации образовательной программы ДОУ.
• Стабилизировать достигнутый уровень состояния физического
здоровья детей и медицинского сопровождения образовательного
4

Задачи

Основные
принципы
разработки:

процесса
посредством
совершенствования
материальнотехнических, кадровых и организационно-методических условий.
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов
ДОУ, создавая условия для развития их субъектной позиции,
повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
• Расширять взаимодействие ДОУ с социумом (семьей, школой,
социокультурной средой села и района).
• Обогащать
предметно-развивающую
среду
и
материальнотехническую базу ДОУ согласно ФГОС ДО.
1. Разработать концепцию образовательного пространства МКДОУ в
режиме развития.
2. Привести в соответствие с ФГОС ДО нормативно-правовой,
материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный
компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса.
3. Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на
вовлечение педагогов в инновационную деятельность;
4. Создать условия для повышения квалификации педагогов в
соответствии с ФГОС ДО;
5. Обеспечить организационное, научно-методическое,
консультационное и экспертное сопровождение разработки нового
содержания образования в соответствии с основными направлениями
модернизации российского образования;
6. Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ,
способствующей реализации нового содержания дошкольного
образования и достижению новых образовательных результатов;
7. Разработать механизмы оценки эффективности инновационной
модели образовательного пространства, обеспечивающей
доступность и новое качество образования, и реализации программы
развития.
• направленность программы на реализацию задач поэтапной
организации образовательного пространства учреждения в
соответствии с ФГОС ДО;
• соответствие целей, задач, этапов, мероприятий и механизмов
реализации программы концептуальным и нормативным основаниям
модернизации современного образования и дошкольного
образования, в частности;
• рамочный подход к разработке программы, предполагающий
определение целей, целевых показателей и базовых программных
мероприятий, которые будут при необходимости конкретизированы
и дополнены по результатам анализа реализации каждого этапа
программы, а также при ежегодном определении структуры и объема
финансирования мероприятий программы;
• проектный характер, обеспечивающий единство, целостность и
преемственность образовательного пространства в рамках отдельного
учреждения, муниципалитета и региона, в целом, позволяющий
учесть противоречия и недостатки существующей системы
образования, выделить в ней управляющие и диагностирующие
5

Основные
направления
расходования
средств
программы:

•
•

•

•

Финансовое
обеспечение
программы
Этапы
реализации
программы:

•
•

механизмы и определить условия оптимального функционирования
воспитательно-образовательного процесса образовательного
учреждения;
открытость при взаимодействии учреждения с социумом.
апробация и внедрение новых механизмов, образовательных
программ; вариативной части образовательной программы,
методических рекомендаций по реализации содержания
образовательных областей;
поддержка разработки моделей реализации содержания
образовательных областей, инновационных образовательных
программ;
капитальные вложения в развитие материально-технической базы
(приобретение оборудования, развитие учебно-материальной базы
образовательного процесса).
эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств;
спонсорская помощь, благотворительность

1 этап: 2019 г. Аналитико-прогностический.
Анализ комплекса условий, имеющихся в МКДОУ «А-Яракский детский
сад «Радуга» для поэтапного перехода к реализации ФГОС ДО.
Выявление проблемных зон и «точек развития». Разработка целевых
1
проектов
2 этап: 2020-2022 гг. Деятельностный.
Формирование и апробирование инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и
качество дошкольного образования. Разработка методического
обеспечения, содержания вариативной части и мониторингового блока
образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Повышение педагогической компетентности для осуществления
деятельности в инновационном режиме. «Развитие предметно­
развивающей среды и материально-технической базы в соответствии с
ФГОС ДО. Построение непрерывного образовательного процесса в
системе сетевого взаимодействия «детский сад - школа», «детский сад культурные и социальные институты» в качестве механизмов перехода к
новому состоянию дошкольного образовательного учреждения.
3 этап: 2023 г. Рефлексивный.
Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое
качество
образования.
Внедрение,
совершенствование
и
распространение перспективного опыта.
• функционирование ДОУ как открытой, динамичной, развивающейся
Ожидаемые
системы, обеспечивающей свободный доступ ко всей необходимой
результаты реа­
лизации
информации о своей деятельности.
• соответствие образовательного процесса и образовательных услуг
программы
требованиям ФГОС ДО;
• сформированность ключевых компетенций дошкольников, е
соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;
. гг

6

•
•
•
•
•

•

•
•
•

обеспечение качественной подготовки детей к обучению в школе.
положительная динамика состояния физического и психического
здоровья детей, приобщение дошкольников к ЗОЖ;
стабильное функционирование службы мониторинга;
доступность системы дополнительного образования;
расширение образовательного пространства через сотрудничество с
социокультурными учреждениями села и района в рамках сетевого
взаимодействия;
мотивация родителей к взаимодействию с ДОУ, реализация
просветительских, творческих и досуговых программ для семей
воспитанников;
создание современной развивающей предметно- пространственной
среды, способствующей развитию личности ребенка;
рост профессиональной компетенции и культуры педагогов,
популяризация ППО;
создание эффективной системы управления качеством дошкольного
образования._____
Пояснительная записка

В последние десятилетия в обществе произошли коренные изменения,
серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления
развитием образовательного учреждения. В настоящий период произошли
большие изменения нормативно-правовых, административных, экономических
условий, которые нацеливают на модернизацию всех звеньев дошкольного
образования. Система образования всегда мобильно реагировала на задачи,
поставленные новым этапом исторического развития России. Нынешние
ориентиры модернизации системы российского образования - доступность,
качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным
учреждениям.
Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь
при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям
деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающиеся в их
переходе на качественно новый этап - режим развития.
Современная ситуация в образовании выдвигает требования к
непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса
и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.
Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие,
финансово-организационные, социально- педагогические, методические и
другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением. Перспективы и
стратегия деятельности образовательного учреждения находят отражение в
программе
развития,
понимаемой
как
стратегический
документ,
определяющий систему текущих и перспективных действий и отношений,
ориентированных
на
решение
масштабных,
сложных
проблем
образовательной среды конкретного образовательного учреждения.

Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо
построить проект его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий
модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного
преобразования ее составляющих. Проектирование в образовании - идеальное
представление («продумывание») и практическое воплощение того, что
возможно, и того, что должно быть, структурирование и оформление его
содержания по известному алгоритму деятельности.
Программа развития МКДОУ «А-Яракский детский сад «Радуга» документ, разработанный с учетом государственного заказа и исходного
состояния учреждения, содержащий систему мероприятий, направленных на
достижение поставленных целей, средством интеграции и мобилизации
педагогического коллектива.
Данная Программа развития, способствуя формированию современного
образовательного пространства МКДОУ «А-Яракский детский сад «Радуга» , не
только определяет основные задачи образовательного учреждения на данном
этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные
направления на будущее.
Авторы Программы оставляют за собой право вносить изменения и
дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных
изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода
реализации мероприятий по развитию учреждения.
Исполнителями Программы развития являются участники образовательного
процесса МКДОУ «А-Яракский детский сад «Радуга» Координация и контроль
возлагается на заведующего и педагогический совет учреждения.

1. Аналитическая справка о деятельности МКДОУ.
Полное юридическое название: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «А-Яракский детский сад «Радуга»
Сокращенное наименование: МКДОУ «А-Яракский детский сад «Радуга».
Адрес: 368683, Республика Дагестан, Хивский район, с.А.-Ярак, ул.Гагарина
ЗМ., дом № 1а
Телефон,/: 89640114770
Официальный сайт: гашагапоуа §ш1§ег@.
Тип ОУ: «дошкольное образовательное учреждение»
Вид: «детский сад общеразвивающего вида»
Учредитель: Администрации МО «Хивский район».
Статус юридического лица МКДОУ «А-Яракский детский сад «Радуга», имеет
с 2013 года.
Режим работы МКДОУ«А-Яракский детский сад «Радуга» - пятидневная
рабочая неделя; общая продолжительность рабочего дня групп 10 часов (с 7.30
до 17.30 часов); выходные дни: суббота, воскресенье и нерабочие праздничные
8

дни, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
Режим работы учреждения устанавливается Учредителем.
Правила приема: В детский сад принимаются дети по электронной очереди. В
учреждение принимаются дети с 2 лет на основании медицинского заключения.
Зачисление воспитанников производится приказом заведующего МКДОУ.
Местонахождение: Детский сад расположен в окружении старых жилых домов,
школы и подъёма в лес.
Социальное окружение: В районе детского сада
ведется постоянное
пополнение жилого фонда и инфраструктуры, что ведет к повышению спроса со
стороны населения на предоставление мест в детском саду.
Рядом с МКДОУ д/сад «радуга» расположены: МКОУ Администрация сельского
поселения, ФАП, Библиотека, Дом культуры.
Проектная мощность учреждения рассчитана на 2 группы, 40 мест. В
настоящее время в МКДОУ д/сад «Радуга» функционируют 2 группы, из них 1группа смешанная разновозрастная (с 2 до 4 лет),2- группа старшая (с 5 до 7лет)
Фактически детский сад посещает 50 детей, из них 16 детей младшей группы.
Группы формируются по возрастному принципу.
Структура, количество и наполняемость групп:
№

Наименование групп

Возраст

1
2
3

Первая группа

2-5 года

Старшая группа
ВСЕГО:

5-7 лет

Количество
групп
1
1
2

Образовательная
программа
определяет
специфику
организации
образовательного процесса с учетом государственных требований к
дошкольному уровню образования, разработана индивидуально для МКДОУ д/с
«Радуга», учитывает потребности воспитанников, их родителей, общественности
и социума. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте
от 2 до 7 лет, направлена на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Усвоение программ воспитания, обучения и развития детей дошкольных
возрастных групп проводятся через обследование в сентябре и мае. На
9

гсновании результатов обследования намечаются точки роста, по которым
гтроводится индивидуальная работа с детьми в следующем учебном году.
Сравнительный анализ освоения детьми
образовательной программы по направлениям развития в 20192020 уч. г.
Направление
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Социально-личностное развитие
Художественно-эстетическое развитие

В
48%
50%
51
37,5%

С
47%
47,5%
34
62,5%

Н
5%
2,5%
15
0

Подводя итоги 2018 года, можно сказать, что все выпускники показывают
хороший уровень готовности к обучению в общеобразовательных школах. В
результате проведённой с ними работы на протяжении всего *периода
дошкольного возраста, дети обладают рядом достижений, необходимых для
успешного обучения в школе. Они овладели приёмами умственной деятельности
(анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей); у детей развита
познавательная
активность;
проявляют
самостоятельность.
У
детей
сформировано желание учиться в школе.
Отличительной чертой образовательного процесса в нашем ДОУ является
его развивающая направленность, которая проявляется в создании условий для
того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, свои
индивидуальные особенности, интересы и желания. В каждой возрастной группе
созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия
детей во всех видах деятельности. Кроме того, важным признано привлечение
семьи к образовательному процессу ДОУ.
В работе ДОУ придается большое значение созданию традиций, которые
позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка в детском
саду:
Ежедневные:
- «сеансы маленьких подарков» традиции регулярных подарков детям (ленточки,
картинки, открытки;
- «круг добрых воспоминаний» в конце дня дети возвращаются к прожитому
дню и вместе с воспитателем подводят итог, вспоминая положительное действие
каждого ребенка);
- «вечерние напутствия», задания на следующий день;
- формирование «сокровищниц» на группах раннего и младшего возраста чудесные бумажные коробочки, украшенные собственными отпечатками
пальцев, чудесные мешочки, сшитые родителями для своих малышей как
средство помощи в адаптации детей к ДОУ (уважение к личной собственности

тебенка: все, что принесено из дома и не угрожает здоровью других детей не
?тбирается воспитателем).
Ежемесячные:
- празднование дней рождения детей;
- организация работы «гостиной»: выход в гости в другую группу или прием
гостей («педагогика ровесничества»);
- встречи с интересными людьми (начиная со средней группы);
- отчет о жизни группы «Календарь добрых дел», «Календарь жизни группы»;
- изготовление панно «Портрет месяца»;
- подготовка тематических подборок на «Полочку умных книг» (книги,
картинки, иллюстрации и др.);
- подготовка детьми познавательных сообщений «А знаете ли вы?»
- организация досугов совместно с семьей (празднование событийных и
групповых мероприятий)
Традиционные текущ ие дела:
- «обживание» группы в начале года, завершающееся новосельем;
- занятие своим делом за общим столом как средство ощущения спокойной
работы рядом с другими;
- сбор коллекций - коллекционирование;
- «подарки» времен года
- дни и недели здоровья;
- реалистические рассказы педагога и детей из личного опыта с целью освоения
навыков взаимодействия в обществе;
- рассказы педагога о детях, о трудных житейских ситуациях как
целенаправленное воздействие педагога на детей по обучению приемам
безопасного поведения.
За период существования детского сада сложились определенные условия
для развития и реализации творческого потенциала детей, родителей и
педагогов, установилась своя система нравственного развития коллектива.
Убеждены, что установлению доверительных отношений и демократичного
стиля общения педагогов с детьми и их родителями во многом способствует
поддержание традиций сада. Это привело к становлению определенного ритма
деятельности учреждения, закреплению традиционных дел и мероприятий.
Принцип событийности в реализации программы отражен в сложившейся в
ДОУ циклограмме ежегодных мероприятий:
- 1 сентября - День знаний.
- Осенины.
- День Матери
- Новый год
- День защитника Отечества
- 8 Марта
11

- Навруз-Байрам
- 9 мая - День Победы
- День семьи. День открытых дверей.
- Выпускной бал
- 1 июня - День защиты детей.
- Светофор
- Летние олимпийские игры
Главная ценность для нас в работе - забота о здоровье детей, их семей и
педагогов, включение всех участников образовательного процесса в построение
единого развивающего здоровьесберегающего пространства. Основой в
реализации приоритетного направления является Концепция охраны и
укрепления здоровья, физического развития детей.
Формы организации физического воспитания в МКДОУ д/сад «Улыбка»
разнообразны: утренняя гимнастика, программные физкультурные занятия,
гимнастика после сна, разнообразные подвижные игры в течение дня,
спортивные праздники и развлечения, физкультминутки на занятиях,
закаливающие процедуры, Дни здоровья, прогулки, индивидуальная работа по
физическому воспитанию. В течение учебного года организуются спортивные
праздники и развлечения с участием родителей.
Уровень развития физических навыков воспитанников
Результативность по
возрастным группам
младшая
средняя
старшая

высокий

средний

низкий

30%
45%
50%

60%
55%
50%

10%
0
0

(Показатели даны, начиная со 2 мл. группы)
В каждой группе имеется уголок здоровья. Активно ведется работа по
пропаганде здорового образа жизни семьи, санитарному просвещению
родителей, по воспитанию у детей осознанной привычки к ЗОЖ.
Медицинское обслуживание в МКДОУ д/сад «Радуга» осуществляется
медсестрой и врачом-педиатром РЦБ.
Развивающая среда: Для обеспечения развития детей в МКДОУ д/сад «Радуга»
созданы следующие условия:
Пищеблок;
— Уличная спортивная площадка.
Предметно - развивающая среда групповых помещений организована в
соответствии с требованиями программы «От рождения до школы»,

соответствует методическим требованиям, образовательной программе, и
потребностям детей каждого возраста, не противоречит санитарным нормам
ДОУ. Соблюдены основные принципы: дистанции и позиции при
взаимодействии, активности, самостоятельности и творчества, стабильности,
динамичности. Педагоги придают среде обучающий характер, а также сходство с
домашней
обстановкой.
Учитываются
безопасность,
эстетическая
привлекательность, удобство в использовании, развивающий характер,
доступность.
Все помещения оснащены необходимым оборудованием. В каждой группе
созданы условия для воспитания и развития детей во всех видах деятельности:
художественно - продуктивной, игровой, конструктивной, двигательной.
Расположение игр, игрушек, мебели удобно для детей. Оборудование подобрано
соответственно возрасту детей. С помощью родителей приобретены и
изготовлены современные пособия, игрушки, мебель, отвечающие санитарно гигиеническим и современным требованиям.
В групповых комнатах оборудованы «уголки»: физкультурный, игровой,
по изодеятельности, математический, полочка умных книг, регионального
компонента, уголок природы и опытно-экспериментальной деятельности, где
собраны различные виды комнатных растений и оформлены календари природы.
Детский сад укомплектован кадрами. В штатное расписание ДОУ
включены руководители, специалисты, обслуживающий персонал. В трудовом
коллективе трудится
20 чел. Педагогических работников - 6 человек,
администрация - 1 человек.

Общая численность педагогических работников, в том
числе:
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование
педагогической направленности (профиля)
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное
образование
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное
образование педагогической направленности (профиля)
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, которым по результатам
аттестации присвоена квалификационная категория,

4 человек
4 человек
4 человек

0

0

в общей численности педагогических работников, в
том числе:
Высшая
Первая
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников, педагогический стаж
работы которых составляет:
До 5 лет
[От 5 до 10 лет
От 10 до 15 лет
От 15 до 20 лет
Свыше 20 лет
Наличие в образовательной организации следующих
пед. работников:
Музыкального руководителя
Инструктора по физической культуре
Логопеда
У чителя-дефектолога
Педагога-психолога

-

-

6 человек

1 человек

да
нет
нет
нет
нет

Методическая работа с кадрами строится с учетом современных
требований и на основе личностно-ориентированного подхода и диагностики
деятельности педагогов. Успешной реализации намеченных планов работы
способствуют разнообразные методические формы работы с кадрами:
педсоветы, теоретические и практические семинары, деловые игры, дискуссии,
презентации групп по проблемам, выставки, смотры, дни открытых дверей,
творческие отчеты, круглые столы, педагогические ярмарки. За последние три
года глубоко и основательно изучена проблема охраны, укрепления и
сохранения физического и психического здоровья детей, а также реализация
ФГОС ДО, что подтолкнуло к поиску и освоению новых программ и технологий.
Социальный заказ Дошкольное образовательное учреждение в соответствии
муниципальным заданием, Уставом обеспечивает выполнение Федерального
государственного стандарта дошкольного уровня образования по всем
направлениям развития ребенка.
Сотрудничество с семьями воспитанников Педагогический коллектив
осуществляет работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с
семьей.
Пространство развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов:
14

питателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе
раз зития ДОУ выступает взаимодействие участников образовательного процесса
з системе «педагог — ребенок — родитель». Посредством описания специфики
г ункционирования данной системы мы приходим к пониманию направленности
и назначения выделенных пространств развития всех субъектов: родители
формируют социальный заказ на уровне общественной потребности,
воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных
услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых
ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
Новое содержание образования требует новых методик, новых форм
организации образовательно-воспитательного процесса и, как следствие, иное
кадровое, научно-методическое, финансовое, нормативно-правовое, временное
обеспечение и иное управление. Это нужно для подготовки новой модели
выпускника, подготовленного к обучению в школе, для жизни в обществе. В
этом есть цель развития ДОУ.
Основные направления детского сада в работе с макросоциумом:
• Адекватное вовлечение родителей в единое образовательное пространство
детского сада;
• Реализация идей социального партнерства;
• Совместное участие в муниципальных, районных конкурсах и проектах;
• Взаимодействие с учреждениями здравоохранения, с социальными
структурами, с учреждениями культуры, с учреждениями
дополнительного образования.

2. Аналитическое обоснование программы.
Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание
благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком
периода дошкольного детства, для максимального развития и оздоровления
каждого ребенка
Государство и общество предъявляют образовательный заказ системе
дошкольного образования в соответствии с приоритетными направлениями
модернизации российского образования. Государство влияет на определение
целей и направлений
развития системы образования в целом. Сущность
государственного заказа выражается в федеральных законах. Основные
ожидания в отношении результатов образования по сути, обозначают основные
цели его функционирования. Развивающемуся обществу нужны современно
образованные,
нравственные, предприимчивые люди,
которые могут
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся
мобильностью,
конструктивностью,
готовые
к
межкультурному

ьз-аимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее
процветание.
Другим заказчиком в отношении системы образования является
общество, поэтому содержание социального заказа со стороны субъектов
внешних по отношению к системе образования (работодатели, общественные
организации) в значительной степени совпадают. Это потребность в
самостоятельных, активных, ответственных людях, которые умеют учиться
самостоятельно. Социальный заказ со стороны субъектов образовательного
процесса (педагогов школы и детского сада) - это формирование знаний,
умений, навыков.
Ориентация на формирование личностных качеств характерна для
меньшего числа педагогов и родителей. С позиции родителей важнейшей
задачей дошкольных образовательных учреждений является формирование
системных знаний, обеспечивающих готовность ребенка к школе. Значительная
часть родителей считает первоочередной задачей также развитие определенных
личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Таким
образом,
государственно-общественный заказ можно
представить в виде спектра основных требований к проектированию
образовательного пространства МКДОУ д/с «Улыбка».

Для кого будет
организовано
образовательное
пространство?

Кто будет осуществлять
образовательный процесс?

На что будет направлен
образовательный процесс?

Для детей от 2 до 7 лет с разными стартовыми
возможностями
Компетентные специалисты с устойчивым личностно­
ориентированным мировоззрением, способные
профессионально осмыслить проблемную ситуацию, наш
и осуществить способы ее разрешения через
исследовательскую, рефлексивную, проектировочную,
организационную и коммуникативную деятельность.
На повышение качества образования через
охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей;
развитие ребенка как субъекта отношений с собой, с
людьми и с миром;
побуждение и поддержку детских инициатив во всех
видах деятельности;
обучение навыкам общения и сотрудничества;
поддержание оптимистической самооценки и
уверенности в себе;
расширение опыта самостоятельных выборов;
формирование познавательного интереса у ребенка;
сохранение и поддержку индивидуальности каждого
ребенка.
16

Произойдет замена ценностей обучения на ценности
развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.
Знания, умения, навыки будут рассматриваться как
средства в процессе развития ребенка. При этом общее,
стержневое содержание будет варьироваться, наполняться
конкретикой через использование разнообразных
программ, адекватных возможностям каждого ребенка в
зависимости от его интересов, потребностей, состояния
Какова будет сущность
здоровья,
образовательного процесса? Образовательный процесс будет построен по принципу
возрастной сообразности и психологической адекватности.
Основной формой организации образовательного
пространства будет личностно-ориентированное
взаимодействие педагога с ребенком, педагогика
________
_________ сотрудничества и развития.

3. Проблемно-ориентированный анализ
Анализ работы МКДОУ д/с «Радуга» с учетом его специфики и
необходимости обновления содержания в соответствии с основными
направлениями модернизации дошкольного образования позволяет отметить
положительные результаты, особенности и одновременно обозначить ряд
проблем.
Фактические результаты,
Группы
фиксируемые по
требований
состоянию 2018 год
обобщенног
Положитель
о заказа к
Зоны
ные
будущей
«болевых»
достижения
модели
точек
ДОУ

В течение
ряда лет
педагогичес
кий
Для кого
коллектив
будет
ведет поиск
организова наиболее
но
эффективнь
образовате х форм
льное
организации
пространст образовател
во?
ьного
пространств
а для детей
от 2 до 7 леп
с разными

Отмечается
недостаточн
ый уровень
готовности
детей к
поступлению
в ДОУ. Часто
родители не
владеют
информацие
йо
направленно
сти
образователь
ных
программ, о

Причины возникновения
проблемы
Формулируемые
проблемы

Как
недостаток
внешних по
отношению к
ДОУ условий
1.Средний
1.Высокая
уровень
занятость
Противоречие между
информационной родителей на
современным
и маркетинговой работе и как
обобщенным заказом
деятельности
следствие
системе дошкольного
МКДОУ.
мало времени
образования и
2.
уделяется
организацией
Маловариативное воспитанию
образовательного
использование
ребёнка в
пространства МКДОУ,
форм
семье.
уровнем
взаимодействия с 2. Большая
взаимодействия
населением,
доля
субъектов
семьями
родителей не
образовательного
дошкольников,
придает
процесса
социальными
должного
институтами
значения
17
Как недостаток
внутренних
условий
организации

соответствии с основными направлениями модернизации российского
образования.
6. Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ,
способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и
достижению новых образовательных результатов.
7. Разработать механизмы оценки эффективности инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое
качество образования, и реализации программы развития.
4.3.

Миссия и ценности МКДОУ д/с « РаА УГА.»

Миссия детского сада заключается в объединении усилий ДОУ и семьи
для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и
способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему
успешность в современном обществе и будущем. Важнейшим фактором,
содействия формированию значимых социальных и духовных качеств здоровой
личности ребенка является создание единого развивающего пространства «семья
образовательное учреждение». Это понятие в наши дни стало
общеупотребительным. Однако каждому педагогу необходимо уточнить, каковы
его основные признаки и условия его создания. Для этого педагог должен быть
компетентен в вопросах изучения семьи, установления контактов и налаживания
взаимодействия с родителями, обладать прогностическими, проектировочными,
коммуникативными умениями. Эти знания и умения не даются педагогу
изначально, а постепенно формируются и совершенствуются в процессе работы
по специальности, повышения квалификации или путем самообразования и
обмена опытом.
Педагогический коллектив МКДОУ д/с «РАДУГА.», вовлекая семью в
процесс образования и развития детей, сохранения и укрепления их здоровья,
базируется на следующих основополагающих идеях:
• Родители являются первыми педагогами своих детей, поэтому работа с
семьей должна выстраиваться с учётом ее индивидуальности.
• ДОУ - инициатор просвещения семьи, вовлечения ее в процесс
взаимообогащающего сотрудничества, помощник, добрый советчик и
мягкий корректировщик для семьи в вопросах умственного, физического,
социального и психологического развития детей.
• Родители осознанно принимают миссию учреждения и готовы к участию в
жизни группы и ДОУ.
• Все участники проекта инициативны в создании и освоении развивающей
среды ДОУ.
• Деятельность учреждения в режиме обновления содержания направлена на
реализацию принципов ФГОС ДО, освоение различных по содержанию
современных комплексных и парциальных программ и технологий и его
организационных форм.

5. Приоритетные направления развития МКДОУ д/с «Радуга».
Этапы реализации.
Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда
коллектив будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет
заинтересован в результатах этих преобразований. Преобразования возможны
только при становлении новой организационной культуры, которая будет
базироваться:
• на высокой индивидуальной инициативе каждого сотрудника ДОУ;
• на ценности качества и эффективности проделанной работы.
Стратегическая цель программы - создание единого открытого
инновационного образовательного пространства с высокой правовой и
проектной культурой всех участников педагогического процесса. Другими
словами, мы хотим создать в ДОУ пространство, обеспечивающее укрепление
здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих
способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующие требованиям
социального заказа государства и семьи.
Одним из ресурсов для реализации стратегической цели является
использование опыта жизнедеятельности базовой структуры ДОУ (ее сильных
сторон). Открытость образовательного пространства в ДОУ будет обеспе­
чиваться постоянным совершенствованием: механизма государственно­
общественного управления, системы общественных связей (сотрудничество с
учреждениями образования, науки и культуры, средствами массовой
информации), системы методической работы, системы работы с родителями
воспитанников.
Основные этапы реализации Программы
1 этап: 2019 г. Аналитико-прогностический.
Цель: определение уровня работы в ДОУ. Данный этап включает реализацию
следующих направлений деятельности:
1. Изучение и анализ пакета новых нормативных актов, современных подходов,
вносящих существенные изменения в систему дошкольного образования.
2. Изучение и внедрение современных подходов и принципов ФГОС ДО в
образовательный процесс ДОУ.
3. Изучение требований к портрету выпускника ДОУ и
построению
развивающей среды.
Анализ комплекса условий, имеющихся в МКДОУ д/с «Радуга» для поэтапного
перехода к реализации ФГОС ДО.
- уровень образования и развития детей;
- уровень удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ;
- профессиональная компетентность педагогов ДОУ;
- анализ результатов взаимодействия специалистов и семьи в образовательный
процессе ДОУ;
30

- методическое и дидактическое обеспечение ДОУ;
- уровень создания развивающей среды, наличие комфортных условий;
- материально-техническое обеспечение ДОУ.
5. Внесение изменений в систему управления ДОУ, привлечение родительской
общественности.
6. Поиск путей использования возможностей социума для повышения качества
образовательного процесса и создания позитивного имиджа учреждения.
7. Выявление проблемных зон и «точек развития».
8. Разработка целевых проектов.
2. этап: 2020-2022 гг. Деятельностный.
Ц ель: определение и внедрение модели будущего ДОУ. Этап включает
поэтапный перевод процесса жизнедеятельности ДОУ в соответствии с новой
моделью ДОУ:
1. Формирование и апробирование инновационной модели образовательного
пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного
образования.
2. Разработка методического обеспечения, содержания вариативной части и
мониторингового блока образовательной программы ДОУ в соответствии с
ФГОС ДО.
3. Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности
в инновационном режиме.
4. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта.
5. Определение путей приведения материально-технической базы ДОУ в
соответствие с
целями Программы. Разработка в сотрудничестве с
родителями модели современной предметно-развивающей среды ДОУ.
6. Внедрение обновленной системы управления в дошкольном образовательном
учреждении: создание основных элементов модели горизонтального
взаимодействия педагогов ДОУ на основе идей комплексно-тематической
преемственности,
развивающей
и
оздоровительной
направленности
образовательного процесса, а также включение родителей в процесс
управления ДОУ.
7. Отлаживание системы стимулирования труда работников, определение
критериев оценки эффективности их труда.
8. Сбор информации о предполагаемых учреждениях-партнерах, обработка
полученной информации. Широкое использование возможностей социума.
9. Построение непрерывного образовательного процесса в системе сетевого
взаимодействия «детский сад - школа», «детский сад - культурные и
социальные институты» в качестве механизмов перехода к новому состоянию
дошкольного образовательного учреждения.

3 этап: 2023 г. Рефлексивный.
Цель: Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество
образования.
1. Анализ, обобщение, подведение результатов работы, оценка эффективности
реализации Программы.
2. Комплексная диагностика реализованных преобразований в ДОУ на всех
уровнях управления.
3. Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.
4. Разработка методических рекомендаций к осуществлению образовательного
процесса в ДОУ в сотрудничестве с семьей.
5. Создание
единого
образовательного
пространства
в
условиях
инновационного управления развитием ДОУ.
6. Создание системы мониторинга деятельности ДОУ по:
• изучению социального заказа;
• изучению образовательных и профессиональных потребностей
педагогов;
• оценке качества образования;
• Изучению удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.
7. Создание организационной управленческой культуры педагогических кадров.
8. Выработка стратегии дальнейшего развития ДОУ.
Организационной основой реализации программы в целом и каждого ее
этапа будет являться годовой план. Годовой план будет сочетать в себе решение
задач для поддержания стабильного функционирования и задач развития ДОУ.

6. Управление реализацией программы.
Заказчиком и координатором программы является Педагогический совет
ДОУ.
Заказчик - координатор, в лице заведующего и администрации ДОУ:
• разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные
правовые акты, необходимые для реализации программы;
• разрабатывает публичный доклад и информирует участников
программы развития о ходе реализации и результатах программы;
• разрабатывает ежегодно в установленном порядке предложения по
уточнению перечня программных мероприятий на очередной
финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а
также механизм реализации программы;
• разрабатывает перечень целевых показателей для контроля хода
реализации программы;

• Оформление отчетов о мероприятиях по реализации программы и
результатах внедрения в наглядной форме;
• Публикации на сайте ДОУ, в СМИ;
• Отчет администрации перед Педагогическим советом, общим
родительским собранием;
• Участие в городских семинарах, конференциях.
Мероприятия по реализации программы являются основой годового плана
работы. Информация о ходе реализации программы в целом и целевых проектов
ежегодно представляется на педсовете и на сайте ДОУ.
7. Предполагаемые результаты реализации программы
Детский сад станет территорией здоровья и развития для всех участников
образовательного процесса. Будут созданы и постоянно совершенствоваться
условия, направленные на укрепление и поддержание психического и
физического
здоровья.
Здоровьесбережение
в
детском
саду
будет
осуществляться из понимания того, что только здоровый взрослый может
воспитать здорового ребенка.
Повысится компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации
образовательного процесса через овладение современными образовательными
программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных
способностей ребенка. Система нравственно-патриотического воспитания детей
будет соответствовать современным требованиям.
В ДОУ будет выстроена система *работы с информацией. Это будет
обеспечивать
открытость,
эффективное
развитие
всех
направлений
жизнедеятельности детского сада, как в управлении ДОУ, так и в
педагогическом процессе.
Взаимодействие детского сада и школы будет проходить не только на
организационном уровне, но и на содержательном. Между школой и детским
садом будет выстроена система мероприятий, направленных на освоение и
реализацию
методик
и
технологий,
обеспечивающих
содержание
преемственности.
Ожидаемые результаты:
• Разработана концепция образовательного пространства ДОУ в режиме
развития как единого информационно-смыслового пространства всех
субъектов образовательного процесса детского сада.
• Разработаны и приведены в соответствие нормативно-правовой,
материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный
компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса.
• Разработана и принята педагогическая модель выпускника ДОУ,
включающая комплекс показателей по линиям развития.
• Определены этапы и механизмы разработки образовательной программы
ДОУ, как составляющей образовательного пространства.

Вместе с тем, реализация программы развития может породить риски,
связанные:
• с недостатками в управлении реализацией программой;
• с неверно выбранными приоритетами развития.
Риски, связанные с недостатками в управлении программой, ошибки
при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий,
могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов
образовательной политики (учредители, управленческая команда ОУ, органы
управления образованием района
и области, научно-педагогические
сообщества).
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода
реализации программы может существенно повлиять на объективность
принятия решений при планировании программных мероприятий, что
приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Риски,
связанные с неверно выбранными приоритетами развития,
могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере
дошкольного образования и последующей внеплановой коррекцией частично
реализованных мероприятий, что снизит эффективность данных мероприятий
и всей программы, а также использования бюджетных средств.
8. Портрет выпускника МКДОУ д/с «Радуга».
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа формируется как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности
детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик
дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде
целевых ориентиров дошкольного образования).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников
по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
36

х подразделений с
;■- г . -..
создания единого
вательного пространства,
оль.
3. Контроль за качеством и
организацией питания.
4.Контроль за выполнением режима
работы каждой возрастной группы.
5. Ответственность за организацию
своевременного медицинского
осмотра детей и профосмотра
сотрудников учреждения.

-

4. Контроль за
выполнением всеми
работниками норм
СанПиН.
2. 4. Ответственность
за своевременное
оформление отчётной
документации по
инвентарному учёту и
списанию
материальных
ценностей.

Заключение
Обобщая сказанное, определим основополагающие требования к
развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок
реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими
потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои
профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех
деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом
режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие
становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для
перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность
быть самим собой; организует разнообразную образовательную деятельность;
создает условия для сохранения здоровья ребенка.
Дошкольное образование - богатая почва для творческого поиска,
внедрения инноваций. Несмотря на то, что эта отрасль образования сильна
своими традициями, богата своим наследием, она имеет очень высокий
потенциал развития. Управление инновационными процессами - одно из
неотъемлемых условий динамичного развития образования. Масштаб
преобразований и длительность модернизации дошкольного образования
требуют корректировки управляющих воздействий в целях обеспечения
системности и систематичности в достижении качества образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89640030282

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».